A A A

Дочь Петра Великого стала самодержицей всероссийской в результате дворцового переворота в ноябре 1741 года. Елизавета родилась в год Полтавской победы, её детство и юность проходили и в Москве и в Петербурге. Кроме привычных для царского двора мамок и нянек дочерей ПетраI Анну и Елизавету  воспитывала гувернантка-француженка, им преподавали несколько иностранных языков, учили музыке, танцам, европейскому этикету. Елизавета Петровна олицетворяла новое поколение русской аристократии, которое соединило в себе национальную русскую культуру с европейской.

Ко времени воцарения Елизаветы стали давать свои результаты петровские реформы в экономике, увеличивала обороты торговля, Петербург стал главным морским портом страны и приносил всё больше доходов. Императрица Елизавета убрала со всех ключевых постов в управлении государством иноземцев, но поддерживала иностранных специалистов, в которых нуждалась Россия. Из 20 лет её царствования 15 прошли без войны, а те военные действия, в которых участвовала Россия, проходили за её границами и ещё раз показали силу русской армии и флота. В государстве создавались благоприятные условия для развития образования, изящных искусств, новый импульс развития получила русская архитектура.

 

Для решения новых градостроительных задач архитектура освободилась от вынужденной экономии и сдержанности, могущество Российской империи стало выражаться в ослепительной роскоши и монументальности новых зданий её столицы, рост национального самосознания обращал к традициям древнерусской архитектуры. Придворный архитектор Елизаветы Петровны Ф.Б. Растрелли строит в Петербурге и пригородных резиденциях дворцы, яркая окраска которых дополняется золочением, фасады и интерьеры украшает скульптура, парадные лестницы ведут в светлые, сверкающие золотом и зеркалами анфилады комнат с живописными плафонами, изящной мебелью.

Главный архитектор Адмиралтейств-коллегии С.И. Чевакинский (он сменил на этом посту И.К. Коробова) в 1753-1762 годах возвёл в Петербурге Никольский морской собор, монументальное, богато декорированное здание, пятью куполами и отдельно стоящей высокой колокольней напоминающее церкви московского Кремля. 

Великолепие стиля русского барокко не коснулось Кронштадта, в эти годы здесь не было построено не одного примечательного здания. Мирные годы не располагали и к расходованию казны на строительство новых укреплений, проводился лишь ремонт и устранение разрушений нанесённых сильными штормами и наводнениями.

Чтя память своего отца Петра Великого, императрица Елизавета посещала Кронштадт и лично наблюдала за ходом строительства дока-канала. Его торжественное открытие 30 июля 1752 года стало событием международного значения, в котором участвовали императрица со свитой, иностранные послы и министры, почетные гости. Указом Сената и Адмиралтейств-коллегии этому уникальному сооружению было присвоено имя Петра Первого Великого.

Празднества продолжались в Кронштадте 5 дней. Каким видели город-крепость гости этого праздника можно узнать из работы первого историка Петербурга А.И. Богданова «Описание Санкт-Петербурга 1749-1751 год», здесь уделено внимание и расположенному «на Котлине-острове приморскому городу», который почитается с Санкт-Петербургом «за одно правление».  В первую очередь историк отмечает земляную фортецию «пространством немалой величины» и гавань  «Военная в море стоящая, в которую становят для охранения от погод морские военные корабли» и «подле оной Военной Купеческая, в которую становятся купеческие иностранные и российские корабли». На парапетах обеих гаваней со стороны моря «множество пушек изнаставлено», а напротив «стоит Кроншлотская башня с батареями, на которых также множество пушечного снаряду поставлено». Главные достопримечательности Кронштадта того времени – «Его императорского Величества Государя Императора Петра Великого каменной Дворец и Гостиный двор при нём», «Губернские домы каменные», а также несколько православных церквей, католический костёл и лютеранская кирха, школы солдатская и морская, в которых обучают детей словесной грамоте и арифметике, два военных госпиталя «морская шпиталь» и «сухопутная шпиталь». В то время Кронштадт был «жильём премножество населённый» и состоял из слобод, где застройка велась тесно и беспорядочно. 
В 1761 году С.И. Чевакинский составил проект планировки Кронштадта с новыми замкнутыми архитектурными ансамблями и площадями, но план утвержден не был, в тот год 25 декабря императрица Елизавета скончалась.