A A A

Бурный рост промышленности, научные открытия, меняющие мировоззрение и этическую систему взглядов на устройство государства, обусловили перелом в социальной и духовной жизни России. Усиливающаяся поляризация общества создавала атмосферу напряженности и ожидания революционного взрыва. Кризисное время породило явление декаданса. Художники, литераторы уходящего девятнадцатого века ощущали себя представителями высокой, но исчезающей культуры. Они стремились уйти от изображения действительности, обратиться к вечному миру природы, сказочным и мифологическим сюжетам, к героям фольклора.

Архитектура этого времени  пыталась соединить рационализм буржуазного общества с романтической эстетикой декаданса, это выразилось в стиле модерн.

 

В Петербурге продолжалось нерегулируемое строительство, которое определялось конкуренцией частного капитала. Главным оставалось стремление наиболее выгодно использовать дорогой земельный участок. В центре города свободных мест для строительства не оставалось и  для возведения новых многоэтажных домов приходилось сносить построенные ранее небольшие здания, это искажало целостный, классический облик Петербурга. Но вместе с тем исчезало характерное для периода эклектики желание всеми способами сократить расходы на строительство и для этого создать имитацию дорогих отделочных материалов, украсить фасад декором, изготовленным поточным способом. Совершенствование технических средств, применение новых строительных и облицовочных материалов повышало качество строительных работ. В последнее десятилетие девятнадцатого века усложнение технической стороны архитектуры привело к окончательному разделению профессий архитектора и инженера-строителя. Заказчиками в строительстве всё чаще становились не отдельные лица, а акционерные общества, крупные фирмы, для которых важны были профессионализм и художественный вкус создателей проекта, поэтому кроме архитектора и инженера над проектом работал художник.

В Кронштадте в это время строили мало, продолжался отток населения связанный с закрытием коммерческого порта, поэтому на кронштадтских улицах сохранялись дома, построенные к первой половине девятнадцатого века. Из немногочисленных зданий несущих черты стиля модерн в Кронштадте обращает на себя внимание ярким декором дом 5 по улице Андреевской. Трехэтажное здание облицовано светлой керамической плиткой и вставками из грубого камня. Второй и третий этажи объединяют эркеры и пилястры, расположенные на эркерах и на углах здания. Из капителей  под карнизом крыши выступают рельефные изображения головы неземного существа, то ли русалки, то ли лесной нимфы с волосами из стеблей растений.  

Причудливый декор модерна подходил для строительства особняков разбогатевший буржуазии и доходных домов, но стилем государственным, официальным «чистый модерн» не стал. В общественных зданиях, возводившихся в это время в России, происходило смешение конструктивных приемов модерна с художественными образами исторических стилей. Архитектор Георгий Косяков при проектировании здания Морской библиотеки в Кронштадте использовал один из главных конструктивных принципов модерна – «изнутри - наружу». Комиссии созданной для «заведования делом предстоящей постройки» архитектор представил 8 вариантов планировки библиотеки, и после утверждения одного из них, стал разрабатывать фасад здания. Строительство началось в 1910 году и завершилось только в 1926. Здание Морской библиотеки удачно оформляет один из центральных перекрестков города, сочетая в себе асимметричность, большие остекленные поверхности, характерные для модерна и элементы неоклассицизма. Купол над центральным объемом, колонны с ионическими капителями, портал главного входа  делают здание похожим на храм, что выражает высокое назначение  просветительского учреждения.

Новые черты в архитектурный облик города вносили здания технического назначения, в них металл использовался не только  в деталях конструкции, но и для декора. Прекрасный образец промышленного модерна в Кронштадте – здание мастерской Машинной школы, построенное в 1904-1906 годах. Огромное витражное окно этого здания украшено металлическими масками морских чудовищ.

В эстетике стиля модерн был выполнен памятник выдающемуся флотоводцу, изобретателю, полярному исследователю Степану Осиповичу Макарову. Монумент был открыт на Якорной площади в июле 1913 года. Пьедесталом для бронзовой фигуры Макарова стала необработанная гранитная глыба, волна, которая тянется к ногам адмирала, принимает образ японского дракона, это символическое напоминание о гибели Макарова в русско-японской войне.