• 320 лет городу Кронштадту
A A A

Тищенко Валентина Васильевна

Все 900 дней ленинградской блокады Валечка со своей мамой жила в Кронштадте. Девочке было 4,5 года, когда вокруг города сомкнулось вражеское кольцо, и 7,5лет, когда услышала залпы победного салюта.

Валентина Васильевна вспоминает: «Помню, как большая чёрная тарелка, висевшая на стене, известила о начале войны, помню, как изменилось лицо отца и испуганные глаза мамы. Я не понимала, что такое война, но тоже огорчилась, догадываясь, что на дачу мы больше не поедем».

Валечка ходила в детский сад, по словам Валентины Васильевны, еда была скудной, острого голода не испытывали, но кушать хотелось. Шло время, и девочка, истощённая и слабая, заболела дифтерией. «Мама на саночках повезла меня в больницу на Манежный перекрёсток, уговаривая лечь в больницу. Когда я услышала вкусный запах гречки, исходящий из окон стационара, я сразу согласилась на лечение. После выписки вскоре заболела «свинкой» и пришлось одной сидеть дома. Было жутко страшно, когда увидела, как по комнате шмыгали огромные голодные крысы. Я, от страха и отчаяния стала громко мяукать, подражая кошке, но крысы не пугались и не убегали, а я залезла под одеяло, боясь быть укушенной этой тварью.

 Мы, дети, выступали в госпитале перед ранеными, пели, танцевали, а я участвовала в сценке, играла бабушку, которая помогала партизанам. Выступали мы и на радио, чем очень гордились, что помогали нашей армии. Хорошо помню один эпизод, перед тем как идти в госпиталь, нас попросили принести в подарок раненым махорку, если она была у родителей. Мой папа, конечно, дал мне мешочек с драгоценной махоркой. Когда мы пришли в палату, я долго искала, кому сделать подарок, и среди истощенных, уставших лиц выбрала дяденьку с добрыми глазами, который смотрел на меня с любовью и тепло благодарил за подарок. Вскоре его выписали и отправили на фронт. От него мы получили два письма, из которого узнали, что, глядя на меня, он вспоминал свою дочь.»