Многонациональный Петербург. Абхазы и абазины
Уважаемые читатели!
Комитет по межнациональным отношениям и реализации миграционной политики в Санкт-Петербурге, Санкт-Петербургский Дом национальностей и муниципальные газеты(сайты муниципальных образований) города продолжают проект, рассказывающий о народах, живущих в Северной столице. Сегодня мы предлагаем познакомиться с абхазами и абазинами.
Абхазы и абазины составляют единый этнос абаза, живущий на северо-западе Кавказа по обе стороны Кавказского хребта. Абхазы — в Республике Абхазия, абазины — в Карачаево-Черкесской Республике. На протяжении многовековой истории они создавали свою уникальную и самобытную культуру.
Предки абхазов и абазин одними из первых научились делать железо (в XVIII-XVII веках до н.э.). Когда-то они входили в союз племен, образовавший Колхидское царство, хорошо известное по древнегреческому мифу о Золотом руне и путешествии аргонавтов. На месте нынешних городов Абхазии — Сухума и Пицунды — были греческие колонии Диоскуриада и Питиунт со смешанным населением. По легенде, в 40-м году н.э. христианство среди народа абаза проповедовал сам апостол Андрей. С VIII по X век существовало Абхазское царство.
Абхазы с древнейших времен были известны под названиями «абадза», «азеха», «апхаза», «абхазы», «абаза». Сами же себя абхазы называют «апсуа», а свою страну – «Апсны». В Санкт-Петербурге абхазы начали селиться в основном после добровольного вхождения Абхазского княжества в состав России в 1810 году.
Абхазский язык – один из древнейших в мире. Существует два основных диалекта абхазского языка: северный бзыбский диалект и южный абжуйский диалект, который послужил основой для литературного абхазского языка. Впервые письменность на абхазском языке появилась в 1862-1863 годах на основе кириллического алфавита и системы правописания, разработанной российским языковедом П.К. Усларом. Современный алфавит на основе кириллицы используется с 1954 года. Автором первого произведения на абхазском языке стал Дмитрий Гулиа (1874-1960), который считается основоположником абхазской литературы. А благодаря перу прозаика Фазиля Искандера (1929-2016) с Абхазией познакомился весь мир. По его книгам снимают фильмы и ставят спектакли. Произведения Искандера читают на всех европейских языках.
Наиболее близкий абхазам народ – абазины или абаза. Предки абазин переселялись на северные склоны Кавказского хребта постепенно, начиная еще с VI века нашей эры. Абазины заняли верховья рек Лабы, Урупа, Большого и Малого Зеленчуков, Кубани и Теберды. Сегодня они компактно проживают в Карачаево-Черкесской Республике.
Абазинский язык лингвистически близок абхазскому языку. Является одним из 5 официальных языков Карачаево-Черкесской Республики. Первые попытки создания абазинской письменности относятся к концу XIX века, когда просветитель Умар Микеров (1847-1891) разработал абазинский алфавит на арабской графической основе. Письменность на основе латинской графики была создана в 1932; в 1938 она была переведена на кириллицу. Зачинатель абазинской литературы - Татлустан Табулов (1879-1956). Он - первый собиратель национального фольклора, автор первых букварей и учебников по абазинскому языку, первый профессиональный абазиноязычный литератор.
Абхазский и абазинские языки – одни из сложнейших в мире. В них всего два коренных гласных звука (а,ы) и порядка 60 ( в зависимости от диалектов) согласных.
Абазины в настоящее время исповедуют ислам суннитского толка, абхазы в большинстве своем – православные христиане. Но те и другие помнят свои древние верования. Например, когда-то они поклонялись богам — покровителям лесов и воды, верили в чудесные свойства деревьев. У абхазов и абазин бытует общий для народов Северного Кавказа эпос о богатырях-нартах. У них существовал обычай аталычества, когда, например, княжеских детей отдавали на воспитание в семьи крестьян.
Национальная кухня
Абхазская и абазинская кухня отличаются большим количеством блюд из мяса птицы, кукурузной муки и разнообразных молочных продуктов. В ходу острые специи. Оба народа издавна славятся традициями медоварения. Они и по сей день делают очень душистый мед, пьют медовую воду.
Одно из главных абхазских национальных блюд – это мамалыга, каша из кукурузной муки или крупы, она с успехом заменяет хлеб у кавказских народов. Существует целый ряд различных вариаций мамалыги – так, ее готовят с творогом, молоком, сыром. Мамалыга из кукурузной муки получается очень нежной и вкусной, хотя немного пресной. Однако если есть мамалыгу с сыром сулугуни, который кладут поверх каши, то его солоноватый вкус весьма дополняет собой эту «кукурузную кашу».
Предлагаем вам рецепт мамалыги «Абыста».
Ингредиенты: кукурузная мука мелкого помола – 2 стакана, вода – 4-5 стаканов, соль и 400-500 г сыра сулугуни.
Приготовление: Кукурузную муку просеять. Примерно половину муки, помешивая (чтобы не образовались комочки), всыпать в кастрюлю с толстым дном с горячей, но не кипящей, подсоленной водой и тщательно вымешать. Периодически помешивая, варить до образования кашеобразной массы. Затем, не забывая помешивать, засыпать оставшуюся муку, тщательно вымешать, накрыть крышкой и протомить в течение 15-20 мин. После еще раз размешать, загустевшая каша не должна прилипать к стенкам кастрюли. Снимите кастрюлю с огня и выложите мамалыгу на тарелку холмиком. Сверху уложите по 2-3 куска сыра сулугуни. Для приготовления каши на костре необходимо использовать чугунный котелок. Густую мамалыгу едят руками.
Абхазы и абазины в Санкт-Петербурге
Становление абхазского землячества в Петербурге неотрывно связано с именем искусствоведа Бочи Аджинджала (1937-2019), который в 1993 году создал в Северной столице культурно-благотворительное общество «Апсны». По его инициативе в Петербурге появились Абхазская воскресная школа и танцевальный ансамбль «Амра». Боча Аджинджал — автор книги «Абхазские воины на защите Ленинграда». Благодаря его инициативе на Пискаревском кладбище была открыта мемориальная доска в память об уроженцах Абхазии, погибших при обороне города на Неве. Боча Аджинджал также является исследователем жизни и творчества абхазского художника Александра Чачбы-Шервашидзе.
Шервашидзе-Чачба Александр Константинович (1867-1968) - первый профессиональный абхазский художник. В 1907-1918 годах работал сценографом в Петербургских императорских театрах, в 1918-1920 годах организовал в Сухуме первую детскую художественную студию. С 1920 года работал в Русском балете Сергея Дягилева в Париже. Художником созданы живописные полотна, графические листы, многочисленные эскизы декораций и костюмов к театральным постановкам.
В 2018 году в Петербурге начало действовать представительство Всемирного абхазо-абазинского конгресса (ВААК) — общественной организации, созданной в Абхазии в 1992 году с целью укрепления единства абхазов и абазин, сохранения и развития их языка и культуры, оказания помощи соотечественникам. Высший совет ВААК возглавляет Мусса Экзеков.
Мусса Хабалевич Экзеков - российский ученый, предприниматель, меценат, общественный деятель, президент Международного объединения содействия развитию абазино-абхазского этноса «Алашара», заместитель главы Народного собрания Карачаево-Черкесской республики. Родился в Ставропольском крае, происходит из древнего рода абазинов-тапанта. В 1986 году закончил Ленинградский Технологический институт. Прошел путь от молодого специалиста до главного технолога, защитил кандидатскую и докторскую диссертации. Мастер спорта по вольной борьбе, основатель детской спортивной академии «Лидер». Почетный профессор Санкт-Петербургского государственного технологического института.