Города не возникают на случайном месте, изначальные условия для их появления и развития создает природа.
В древние геологические эры территория приневской низменности была морем, оно покрывало кристаллический фундамент планеты осадочными породами, потом ледник со Скандинавских скал тащил сюда обломки горных пород разных размеров, от больших валунов до мелкой гальки и песка. После таяния ледника ландшафт стал изменяться под действием постепенного подъема поверхности земли сопровождавшегося землетрясениями.
Из-за неравномерности подъема примерно 4000 лет назад воды Ладожского озера устремились к Балтийскому морю. Водная протока между морем и озером еще сотни лет размывала ледниковые отложения и осадочные породы, постепенно сужалась и становилась рекой Невой. При впадении в море река делится на рукава, которые обогнув острова дельты, сливаются и образуют широкое водное пространство Невского взморья, где вода покрывает множество отмелей и продольных ложбин между ними. Примерно в 5 километрах от устья Невы мелководное взморье заканчивается, и далее крупные отмели располагаются у берегов, течение замедляется и заметно лишь в центральной части Невской губы.
В 29 километрах от островов Невской дельты на пути речных вод встает остров Котлин. Возможно, в результате неведомой нам геологической коллизии кусок суши поднялся над водой, а рядом с южной стороны образовался провал в морском дне, «гора» вставшая на пути реки разделила её воды две части. Возвышенную восточную часть острова кронштадтцы и сейчас называют «горою», от неё остров постепенно спускается к морю, речные воды, обогнув остров, западнее теряются в морских просторах Балтики.
Никаких достоверных сведений о происхождении названия острова нет, оно звучало по-разному на финском, шведском, русском языках. В восемнадцатом веке русское название «Котлин» известное с давних времён было осмысленно легендой о найденном здесь шведском котелке во время войны за невские земли между Россией и Швецией. С незапамятных времён главными формами общественных отношений между народами были война и торговля, важнейшими маршрутами осуществления этих отношений водные пути, вокруг них создавались централизованные племенные союзы, возникали города. Раннее Средневековье было временем формирования европейских государств, границы между которыми постоянно менялись. Европа тогда была покрыта густыми лесами и границы по лесам и болотам были весьма приблизительны, пограничные заставы и сторожевые посты ставились на дорогах и речных берегах. Минуя приречные города, купеческие суда обязаны были платить торговую пошлину тем, кто считал себя хозяином на этом пути. Если для остановки судна не существовало естественной преграды, устраивали искусственные препятствия, для этого затапливали деревянные срубы наполненные камнями, вбивали сваи в дно, создавая сложный фарватер, по которому мог провести только местный лоцман. Чтобы потерпевшее крушение судно со всеми товарами не досталось местному властителю, приходилось купцам причаливать к берегу, платить пошлину и брать лоцмана. Своё право на владение речным путём защищали оружием, создавали оборонительные сооружения, строили крепости.
В глубинах европейской истории следует искать и истоки возникновения морской крепости у входа в невские воды. Летописная история нашего государства начинается с описания взаимоотношений между скандинавскими морскими войнами викингами (или варягами, как их называли на Руси) и союзом славянских и финно-угорских племен населявших места, по которым проходили важнейшие торговые пути средневековой Европы. Со скалистого и бедного плодородной землей Скандинавского полуострова викинги проложили водный путь на юг до Черного моря к самому богатому государству средневековой Европы – Византии, на своих устойчивых и быстроходных судах они проходили морскими и речными путями, грабили прибрежные селения, но умели и договариваться с их жителями и торговать. Этот путь «из варяг в греки» проходил и по Неве и Ладожскому озеру. Русские летописи и скандинавские саги рассказывают о событиях, происходивших в девятом веке в Ладоге, одном из средневековых европейских городов, стоявшем на берегу реки Волхов недалеко от её впадения в Ладожское озеро. Этот город имел очень выгодное географическое положение позволявшее держать контроль над частью торгового пути, что определило его развитие как крупного центра торговли и ремесла, а затем и политического центра Древней Руси. Скандинавский конунг Рюрик, призванный на княжение союзом местных племен, в шестидесятые годы девятого века построил в Ладоге крепость. С именем Рюрика связывают и основание древнейшего русского города Новгорода. Потомки Рюрика объединили славянские земли на всем пути «из варяг в греки» и стали княжить в городе Киеве. Новгород старался держаться независимо от киевского князя и был центром северо-запада Руси, в его владения входили и берега реки Невы до впадения её в Финский залив. По южному берегу Невы и Финского залива жили племена Водь и Ижора, эта часть Новгородского княжества называлась Водьская пятина или Ижорская земля. Между Финским заливом и Ладожским озером севернее Невы издавна жил еще один финно-угорский народ – карелы. Русские поселения были на всей территории Новгородского княжества. Разноязыкое население северо-запада Руси объединяла православная религия.