• 320 лет городу Кронштадту
A A A

Строительство Арсенала и обустройство площади закончили в 1836 году, в том же году французский скульптор Теодор Жозеф Наполеон Жак начал работу над памятником Петру I. Гипсовая модель статуи была представлена на обсуждение в Академию Художеств. После того, как работу скульптора одобрил Академический совет, автор получил заказ на изготовление бронзового монумента. Место установки утвердил Николай I «на Арсенальной площади в Кронштадте против середины улицы, идущей между Губернских домов и дома Графа Миниха». Открытие памятника состоялось 27 июня 1841 года.

 

Памятник Петру ПервомуК тому времени Санкт-Петербург украшали два великолепных конных памятника Петру Великому. Работа над первым из них началась по велению самого Петра, который рассматривал создание триумфальной статуи как символ победы России в войне с сильнейшей европейской державой. Для работы над монументом в 1716 году в Петербург был приглашен итальянский скульптор Бартоломео Карло Растрелли. Он выполнил скульптуру в традициях берущих свое начало в Римской империи. Отлитая во втором веке нашей эры статуя императора Марка Аврелия служила образцом, которому следовали создатели памятников государственным деятелям в европейских столицах. В творении Растрелли Петр представал полководцем – победителем в одеяниях римского императора, увенчанный лавровым венком, с жезлом в руке, управляющий могучим конем. Для достижения портретного сходства в 1719 году скульптор снял гипсовую маску с царя. Смерть Петра I прервала работу Растрелли, статую отлили только в 1746 году, но и тогда она не была установлена, а хранилась в Гоф-интенданстве. Вступивший на престол Павел «повелеть соизволил поставить оную на берегу кронштадтского Петра Великого каналу на удобном к тому месте по избранию Адмиралтейской коллегии». Выполняя распоряжение императора, инженер-подполковник Андреев сделал проект пьедестала, который вместе со сметой расходов на установку был представлен Павлу, он утвердил проект, но вскоре изменил свое решение и приказал установить памятник в Санкт-  Петербурге перед еще незавершенным тогда Михайловским замком.

Вторым по времени создания было произведение французского скульптора Этьена-Мориса Фальконе, прибывшего в Россию по приглашению Екатерины II. Он отказался от традиционного образа монарха горделиво и торжественно восседающего на коне. Созданный Фальконе всадник в одежде, напоминающей одновременно и античные одеяния и русский национальный костюм, поднял на дыбы горячего коня взлетевшего на дикую скалу и властной рукой сжимая поводья, удерживает его. Торжественное открытие памятника состоялось 7 августа 1782 года. В 1833году А.С. Пушкин сделал этот памятник героем своей поэмы. Название поэмы «Медный всадник» закрепилось за монументом, ставшим одним из символов Санкт-Петербурга.

На площади, где памятник был поставлен между зданиями правительственных учреждений  Сенатом и Адмиралтейством, 14 декабря 1825 года мятежники выступили против самодержавной власти в стране. После подавления восстания декабристов в России меняется отношение к самодержавной власти, личность правителя больше не идеализируется, не воспринимается как главный символ государства. 

Новые общественно-политические взгляды находят отражение в изобразительном искусстве, оно становится реалистичным, утрачивает условность, пафосную монументальность. Когда в 1840 году скульптор Жак представил модель памятника Петру I на суд  Академического совета, было сделано заключение о достижении автором портретного сходства и о том, что «костюм Императора Петра Великого соблюден верно.» С документальной тщательностью воспроизведены и знаки ордена Андрея Первозванного, кавалером которого царь стал в начале Северной войны. На военном мундире Петра слева звезда ордена, через правое плечо перекинута орденская лента скрепленная Андреевским крестом. Государь стоит в простой и естественной позе, опущенная шпага и неприятельские знамена под его ногами говорят о победном окончании войны со Швецией. Бронзовая фигура Петра I установлена на гранитный постамент, на лицевой стороне которого в лавровом венке дата Полтавской победы – 1709 год, ниже надпись «Петру Перьвому – основателю Кронштадта 1841-го года». На обратной стороне слова из указа Петра изданного 18 мая 1720 года. На постаменте есть и фамилия автора памятника N. IACQVES, на русском языке она произносилась как Жак или Жако. Скульптор прожил в России с 1833 до 1858 года, затем вернулся во Францию. Созданный им памятник как нельзя более соответствует духу города-крепости, в котором всегда преобладали деловитость и практицизм. Бронзовый ПетрI, первоначально поставленный лицом к городу, позднее был развернут к Средней гавани, к пристани устроенной напротив памятника для встречи высокопоставленных особ и почетных гостей. Пристань стала называться Петровская, а путь от её причалов к улице Княжеской через 20 лет стал центральной аллеей Петровского парка разбитого на месте Арсенальной площади.