A A A

Трудно сказать, почему улица, появившаяся в середине восемнадцатого века, в Купеческом селении города-крепости получила название Господская, дома на ней строили купцы, которых господами не называли, да и вид эта улица имела не парадный. К началу девятнадцатого века за двумя каменными особняками, начинавшими улицу от Нарвской площади, шли деревянные дома, чередуясь с пустырями и глухими заборами. Господская пересекала остров по ширине и доходила до северных оборонительных сооружений. 

В северо-западной части города с самого начала его истории селились «сухопутные служители» Кронштадтской крепости и здесь был построен один из первых храмов Кронштадта – гарнизонная церковь во имя Владимирской иконы Богоматери. Церковный участок подходил к Господской улице. Здание храма не раз перестраивалось, в 1831 году была проведена очередная серьезная перестройка. Построенная из дерева церковь имела сферический купол, над притвором возвышалась двухъярусная колокольня, завершённая тонким восьмигранным шпилем с крестом.

 

Между этим храмом и Андреевским собором стояли лавки кронштадтских купцов, образовывающие Гостиный двор. История названия главного торгового центра русских городов идет от древнерусского слова «гостьба» означавшего обмен товарами, который шел в крупных селениях стоявших на перекрестках дорог – «гостиных местах». На Руси купцов называли «гости», они объединялись не только для совместной торговли, но и для того, чтобы охранять свои товары. Двор, где жили и торговали «гости» становился похожим на небольшую крепость.

В Петербурге Гостиный двор появился в 1705 году на Городском острове недалеко от Петропавловской крепости, где первоначально находился порт. Этот Гостиный двор составляли несколько сотен деревянных лавок, вскоре их уничтожил пожар. В 1713 году на том же месте для купцов построили мазанковое двухэтажное здание с просторным двором внутри, при воротах для охраны товаров были поставлены солдатские караулы. К началу сороковых годов восемнадцатого века главное торговое сооружение перенесли на Невскую перспективу, деревянные лавки под общей высокой крышей заняли целый квартал. В 1748 году императрица Елизавета издала указ о строительстве каменного Большого Гостиного двора за счет купцов. Придворный архитектор Растрелли составил проект торгового здания в плане представляющего собой все тот же ряд лавок охватывающих просторный двор, но имеющих общий наружный фасад в стиле барокко, обильно украшенный лепкой и скульптурой, с трёхъярусной башней завершенной куполом, на котором возвышалась статуя бога торговли Меркурия. Расчетливые купцы не хотели тратиться на такой «дворец торговли» и всячески оттягивали начало работ до тех пор, пока проект не был заменен другим, требовавшим гораздо меньше затрат. Его автор основоположник стиля классицизм в Петербурге Жан-Батист Валлен-Деламот оформил лицевой фасад двухэтажного здания галереей с мерным ритмом арок, придающим огромному зданию легкость и изящество. Строился Большой Гостиный двор с 1761 по 1785 годы, это и сегодня одно из крупнейших торговых заведений Петербурга.  

По свидетельству первого историка Санкт-Петербурга А.И. Богданова Гостиный двор в Кронштадте находился при дворце Петра I. Было ли это отдельно стоящее здание или торговые помещения занимали первый этаж трехэтажного дворца остается неизвестным. По плану Кронштадта, утвержденному Екатериной II в 1785 году всю городскую торговлю надлежало производить в Гостином дворе, для которого было отведено место на Господской улице. Купцы построили более ста разнообразных лавок, 12 из них обращенных на Господскую улицу были кирпичными, остальные деревянные. «Безобразность» этого сооружения отметил НиколайI в очередной раз осматривающий Кронштадт. Учитывая замечания императора и пожелания купцов, проектированием нового каменного здания Гостиного двора на Господской улице занялся военный инженер В.И. Маслов, он же в то время руководил строительством главной крепостной ограды Кронштадтской крепости. За основу проекта был взят уже традиционный для петербургских Гостиных дворов план здания занимающего целый квартал с большим внутренним двором. Главное торговое здание Кронштадта двухэтажное, с высоким первым этажом и низким вторым, его гладкие, строгие лицевые фасады окружены галереей с колоннадой дорического ордера, на закругленных углах с двух сторон от входов на галерею расположены стенки с нишами для икон, в центрах западного и восточного фасадов находятся ворота, ведущие во двор. Строительство велось с весны 1833 года на средства будущих собственников лавок, купцы получили ссуду от правительства и до её погашения не могли продать своё владение другому лицу. Уже через год после начала строительства в выстроенной части здания выходящей на Господскую улицу открылась овощная и мучная торговля, постепенно в ходе строительства открывались лавки других линий, где торговали мясом и рыбой, фруктами и ягодами, а также мебелью и игрушками, железными, сапожными и мануфактурными товарами. В 1874 году Гостиный двор сгорел и был восстановлен с небольшими изменениями. Торговые помещения не раз реконструировались, но в целом здание сохранилось и является памятником архитектуры, хорошим образцом «николаевского ампира» в Кронштадте.   

На кронштадтское купечество была возложена обязанность финансировать строительство пристойного здания для органов городского самоуправления – Градских присутственных мест. Введенное в 1785 году городское самоуправление стало по сути купеческим, так как дворяне и духовенство проживающие в городе к податным сословиям не относились и в выборах не участвовали. Городская Дума выбиралась по имущественному принципу, поэтому должность Городского Головы занимали самые богатые горожане – купцы. В мае 1833 года городской архитектор Ф.И. Трапезников составил проект здания Градских присутственных мест. Должность городского архитектора была в штате кронштадтской полиции, в его обязанности входило приведение в регулярный вид улиц. Трапезников не был дипломированным архитектором, но используя образцовые проекты, занимался составлением проектов жилых домов для городских обывателей. К знакомому архитектору обратились купцы с намерением потратить на строительство общественного здания минимальное количество денежных средств. Подготовленный Трапезниковым проект одобрило морское начальство города-крепости, и купцы получили в Заемном банке ссуду в 150 тысяч рублей, которая соответствовала смете проекта. Но художественные качества спроектированного здания не удовлетворили Николая I, и он дал распоряжение строительному департаменту при Морском министерстве о подготовке другого проекта. Выпускник Академии Художеств, главный архитектор строительного департамента Э.Х. Анерт составил новый проект, но и он не получил одобрения государя. «Его императорскому величеству угодно было возложить на архитектора Брюлова сделать новые для главных фасадов сего здания рисунки по сделанным его величеством замечаниям.» Молодой талантливый зодчий увеличил высоту здания, парадный второй этаж оформил пилястрами дорического ордера размещенными между окон с полуциркульным завершением. Но усложненный фасад требовал значительно больших затрат на строительство и купцы категорически отказались от проекта Брюлова. Чтобы уложиться в первоначальную смету архитектору пришлось упростить отделку. Здание с лаконичными фасадами было построено в 1837 году и до наших дней сохранило свою функцию, в нем размещается администрация Кронштадтского района города Санкт-Петербурга. 

История строительства Градских присутственных мест в Кронштадте очень показательна для своего времени. Уходила в прошлое эпоха Просвещения, когда эстетическая организация городской среды считалась одним из методов воспитания народа, и государство привлекало талантливых зодчих для формирования города как целостного художественного ансамбля, в котором главное место отводилось общественным зданиям. Наступало время практицизма и рационализма. Одной из высотных доминант большинства российских городов становилась башня-каланча для наблюдения за пожарной обстановкой, она возводилась на крыше административного здания полицейского участка, такие дома строились по всей стране по типовым проектам. «Штат полиции Кронштадта»  был утвержден в марте 1812 года. Полиция подчинялась военному руководству Кронштадта, а содержание всего её штата стало обязанностью Городской Думы. В ведении полиции входили пожарное дело, тюрьмы, санитарный надзор, полиция отвечала за порядок в городе, следила за благоустройством улиц. Кронштадт делился на две части – Купеческую и Морскую, за каждую часть отвечал частный пристав. В 1835-1837 годах по типовым проектам в обеих полицейских частях были построены съезжие дома, в которых находились канцелярия, лазарет, арестантские камеры, размещалась пожарная часть и команда фонарщиков. До наших дней сохранился, утратив лишь пожарную каланчу съезжий дом Купеческой части построенный на Господской улице (ныне пр. Ленина 20), он и сегодня принадлежит полиции.пр. Ленина, д. 49

Ещё одной значительной постройкой на Господской улице стала римско-католическая церковь. Здание храма, спроектированное архитектором Анертом, было интересно своей схожестью с одним из самых знаменитых памятников мировой архитектуры – римским Пантеоном. Католический костел был построен в 1837 году напротив крепостной Владимирской церкви. После освящения храм получил статус военно-морского, а настоятель его стал капелланом для всех католиков служивших в Кронштадте на флоте и в армии. Службы в костёле велись до 1930 года, в августе 1941 года здание католической церкви было уничтожено.  

В жилой фонд Кронштадта и в наши дни входит немало домов построенных во второй трети девятнадцатого века, когда город заново отстраивался после разрушительного наводнения, не оставившего на его улицах ни одного не поврежденного здания. Для руководства частным строительством в 1833 году был создан «Комитет об устройстве Кронштадта», он следил за тем, чтобы дома были красивы, прочны и украшения их немногосложны. Был определен перечень улиц, на котором запрещалось строить новые деревянные дома.PIC 0002 Для поощрения строительства зданий «лучшего фасада и преимущественно каменных» департамент военных поселений выдавал застройщикам ссуды, места для застройки отводились тем, «кои в состоянии построить хороший дом, а прочим в Ораниенбауме». Частных застройщиков в Кронштадте продолжали привлекать строгость и простота в отделке зданий. В состав комитета регламентировавшего строительство входил городской архитектор Трапезников,  почти 30 лет он  подписывал все проекты. Наиболее интересные в архитектурном отношении дома построены на Господской улице.

Одним из лучших был дом богатейшего кронштадтского купца М.Н. Синебрюхова (ныне пр. Ленина 49).  На аттике здания помещен знак античного бога Диониса – купец занимался виноделием. Наиболее типичны для того времени двух- и трехэтажные каменные дома на высоком фундаменте, с оштукатуренными фасадами, нижний этаж оформлялся рустовкой и замковыми камнями, окна второго этажа украшали сандрики треугольной или дугообразной формы.