• 320 лет городу Кронштадту
A A A

Строительство жилых домов в городе-крепости до шестидесятых годов девятнадцатого века подлежало строгой регламентации. Поскольку Николай I лично утверждал проекты всех зданий для Кронштадта, строили в основном по образцовым проектам. В то время как в Петербурге вырастали доходные дома по размерам и обилию украшений соперничавшие с дворцами, кронштадтские купцы оставались экономными и консервативными.

В 1863-1865 годах правительство приняло законы, которые давали право на предпринимательство «лицам всех сословий без различия пола, как русскоподданым так и иностранцам». Класс капиталистов стал пополняться представителями городской аристократии и поместного дворянства, крестьянами и мещанами. В новых социально-экономических условиях большую роль играли престижность и реклама. Для домовладельца рекламой был богато украшенный фасад здания, это привлекало состоятельных нанимателей. В доходных домах снимали не только квартиры для жилья, первые этажи занимали трактиры, магазины, небольшие мастерские, в верхних этажах располагались гостиницы, фотографии и другие нужные городу заведения.

 

Хороший доход приносили своим хозяевам дома построенные в самом престижном месте Кронштадта на Господской улице, архитектурные детали фасадов зданий построенных здесь во второй половине девятнадцатого века напоминают о стилях ушедших эпох. Самое высокое, с нарядным фасадом здание возвели на Господской улице по проекту городского архитектора Силина, на средства купца Владимира Дмитриевича Никитина (пр. Ленина 39). Фасад здания украшен изящным лепным декором. Горизонтальные тяги,  пальметы, гирлянды из листьев лавра, цветов и плодов характерны для раннего французского классицизма. На картушах вензель владельца, но вскоре после постройки дома купец Никитин разорился, и его владение отошло Кронштадтскому городскому кредитному обществу, в здании разместилось Коммерческое собрание, редакция и типография газеты «Котлин», самые разные торговые заведения и сдаваемые в наем квартиры.

Необычным для Кронштадта лепным декором привлекает внимание доходный дом, который принадлежал отставному генерал-лейтенанту Сергею Александровичу Зеленому (пр. Ленина 30). Здесь гирлянды из плодов и фруктов свисают из пасти чудовищ, возможно, это химеры, в европейском средневековом искусстве они символизировали человеческие грехи. Под карнизом, на углах здания маски львов. В первом этаже дома были большие окна-витрины, они также как и зонтик над подъездом исчезли в результате перестройки.

Фасад дома баронессы Шюнеман (пр. Ленина 41) своим измельченным декором напоминает интерьеры дворцов барокко. На прямоугольных наличниках окон младенцы-путти держат стебли фантастических растений, подобная лепнина украшала десюдепорты дворцовых зал. На замковых камнях первого этажа маски овечек, пасторальные мотивы тоже свойственны интерьерам в стиле барокко.

Такие же маски можно видеть на фасаде дома купца Гуляева, построенного на главной улице Морской части Кронштадта (ул. Аммермана 27), это позволяет предположить, что украшения для доходных домов изготовлялись по шаблону. На домах принадлежащих купцам можно видеть маски покровителя торговли хитрого и изворотливого греческого бога Гермеса (пр. Ленина 10, ул. К. Маркса 4) или его атрибуты кадуцей – посох перевитый змеями и крылатая шапочка (ул. Интернациональная 15), рог изобилия – символ богатства и процветания. Среди «неостилей» используемых в период эклектики широкое распространение получил неоренесанс. Образцом для подражания стала итальянская архитектура пятнадцатого-шестнадцатого веков. Это время было связано со становлением буржуазии, новая жизнь меняла облик городов Италии, состоятельные банкиры и купцы строили для себя городские особняки – палаццо. Дома, где хранились богатства, походили одновременно и на крепость и на дворец. Высокий первый этаж облицовывался тесаным камнем и имел небольшие окна закрытые решетками. Второй парадный этаж и третий с жилыми комнатами украшали большие окна с величественным архитектурным оформлением.  Рациональность, четкость и ясность фасада создавалась рельефными деталями и симметричной композицией. В интерпретации этого стиля в архитектуре второй половины девятнадцатого века каменная облицовка имитировалась штукатуркой. Монументальность, представительность здания создавалась оформлением окон.

Широкую популярность получили «брамантовы окна», названные так  по имени итальянского архитектора Д. Браманте, это окна с полуциркульным завершением, словно вставленные в прямоугольную раму (ул. К. Маркса 13).

Окна окаймленные рустом, сдвоенные окна пришли из готического стиля, но в ренессансной архитектуре стрельчатое завершение заменилось полуциркульным. (пр. Ленина 37, ул. Лебедева 7).  

Новые рациональные идеи в архитектуре второй половины девятнадцатого века выразил «кирпичный стиль». Немало примеров неоштукатуренных кирпичных строений можно найти в древнерусском зодчестве, в крепостном строительстве и промышленной архитектуре. В период эклектики для оформления фасадов зданий с открытой кирпичной кладкой стали использовать декоративные приемы исторических стилей. Появились такие здания и в Кронштадте. Монументальность и величественность зданию Офицерского собрания Артиллерии Кронштадтской крепости (ул. Зосимова 13) придают архитектурные мотивы Ренесансса, имитация руста, оформление окон создаются разными способами кирпичной кладки. Очевидная практичность неоштукатуренных зданий в условиях кронштадтского климата привлекала и владельцев доходных домов. В «кирпичном стиле» построен двухэтажный дом купца Ковина (ул. Зосимова 11). В 1867 году русско-английская торговая компания приобрела этот дом, чтобы разместить в нем госпиталь для английских моряков торгового флота. Англия была самым активным партнером России в морской торговле, до трети всех судов заходивших в Купеческую гавань Кронштадта были английскими. Для содержания госпиталя в Кронштадте  английским парламентом было  принято  решение о  взимании денег с каждого члена команды судна заходившего в порт, при этом заболевшие моряки получали медицинскую помощь без дополнительной платы. Госпиталь принимал и американских моряков, но они сами оплачивали лечение. Здание принадлежало Русско-английской торговой компании до 1917 года. Практичность его кирпичного фасада доказана временем. И сегодня можно видеть узоры, созданные разнообразной кладкой кирпича, они напоминают мотивы русской народной вышивки и резьбы по дереву.