A A A

Обращение к фольклору, к национальной самобытности стало характерным явлением для всей русской культуры девятнадцатого века. Во второй половине девятнадцатого века «русско-византийский» стиль был признан псевдорусским и псевдонародным. Храмы, построенные по проектам К. Тона, преувеличенностью масштаба и механическим повторением деталей отражали скорее материальную и духовную культуру капиталистического города, нежели культуру Древней Руси, которой была присуща особая одухотворенность и рукотворность. В это время происходило становление историко-архитектурной науки, уточнялись представления об исторических прототипах русской архитектуры, накапливался материал о путях её развития. С древнейших времен одной из наиболее распространённых архитектурных форм христианских церквей была базилика – прямоугольное в плане здание, разделенное на нефы продольными рядами колонн. Средний неф строился выше боковых, что позволяло в верхней части его стен размещать окна над крышами боковых нефов, это увеличивало освещенность и вентиляцию внутреннего помещения. Форма базилики более характерна для католических храмов, но использовалась и в православии для монастырских трапезных церквей. Русским культовым постройкам всегда была свойственна светлая жизнерадостность и нарядная живописность.

Владимирский СоборПрактичность архитектурной конструкции базилики и декоративные элементы русской национальной архитектуры соединились при проектировании нового здания для гарнизонной церкви Владимирской иконы Божией Матери в Кронштадте. Решение о замене обветшавшего деревянного здания храма каменным было принято в 1872 году. Инженерный комитет, финансировавший строительство назначил штатного архитектора комитета Х.И. Грейфана строителем этого здания «как для составления детальных чертежей, так и для наблюдения за выполнением работ по проекту». За основу был взят проект члена Инженерного комитета архитектора Д. Гримма, образцом для которого были русские приходские храмы семнадцатого века и монастырские трапезные церкви. Как и для других зданий военного ведомства в строительстве гарнизонной церкви наиважнейшей была функциональная сторона архитектуры, план внутреннего помещения в форме вытянутого прямоугольника позволял во время богослужения выстраивать воинские подразделения в шеренгу и вмещать до 2000 молящихся. Уникальным конструктивным элементом здания стали чугунные колонны, благодаря их незначительному объёму богослужение было видно отовсюду. Освящение церкви совершилось в феврале 1880 года. Храм с пятью высокими главами и 50-метровой колокольней стал одной  из высотных доминант Кронштадта. В 1902 году Владимирская церковь была наименована собором, здесь хранились знамена воинских частей, реликвии гарнизона. Службы в соборе велись до 1931 года, потом здание пустовало. В 1966 году была неудачная попытка перестройки собора в спортзал. Полуразрушенное здание передали верующим в 1990 году, и их силами и заботами храм был восстановлен, с 1997 года он вновь действует. Здание Владимирского собора единственный образец «русского стиля» в Кронштадте. В Петербурге православные храмы строились с использованием образцов допетровского культового зодчества до 1917 года.