• 320 лет городу Кронштадту
A A A

В городе, где начинались и заканчивались самые знаменитые российские мореплавания и боевые походы, не могли не появиться памятники морякам. Первый из них был сооружен в Летнем саду Кронштадта по чертежам командира линейного корабля «Азов» М.П. Лазарева и лейтенанта П.С. Нахимова. Офицеры «Азова» посчитали необходимым увековечить человеколюбивый поступок своего товарища мичмана А.А. Домашенко, который во время плавания корабля в Средиземном море бросился за борт на помощь сорвавшемуся с мачты матросу и погиб вместе с ним.

Недалеко от центральной аллеи Летнего сада стоит чугунная стела, на лицевой её стороне рельефное изображение кормы корабля «Азов», выше лавровый венок с георгиевской лентой. Надписи на памятнике рассказывают о произошедшей трагедии.

В 1873 году в Летнем саду был открыт еще один памятник. Это памятник морякам  клипера «Опричник», который ушел из Кронштадта летом 1858 года в научно-исследовательское плавание к Дальневосточным берегам России. Экспедиция продолжалась три года, были проведены важные гидрографические исследования, но  осенью 1861 года «Опричник» пропал без вести в Индийском океане, предполагается, что корабль погиб во время сильного шторма. Родственники и друзья моряков, не вернувшихся из плавания, объявили сбор средств на памятник. Имя автора памятника клиперу «Опричник» осталось неизвестным, но символика его понятна всем. К большой каменной глыбе прикреплен надломленный якорь и приспущенный Андреевский флаг, ограда памятника состоит из чугунных пушек и цепей между ними.

 

Кронштадтский Морской СоборСредства на создание памятника адмиралу Ф.Ф.  Беллинсгаузену тоже собирались по подписке сослуживцами и почитателями известного мореплавателя и первооткрывателя Антарктиды. Он оставил по себе хорошую память и у жителей Кронштадта, с 1839 года и до своей кончины в 1852 году Беллинсгаузен занимал пост военного губернатора города-крепости и многое сделал для его благоустройства и озеленения. Памятник открыли в сентябре 1870 года в сквере на Большой Екатерининской улице, который был разбит по инициативе адмирала. Бронзовая фигура Беллинсгаузена отлита по модели скульптора И.Н. Шредера. Адмирал предстает перед нами в морском мундире, с подзорной трубой в левой руке, правой он придерживает Андреевский флаг покрывающий глобус. К пьедесталу памятника, изготовленному из красного гранита, прикреплён родовой герб баронов Беллинсгаузенов.

Замечательным художественным произведением стал памятник П.К. Пахтусову, созданный по проекту профессора Академии Художеств Н.А. Лаверецкого. Средства на установку памятника почти 10 лет собирали кронштадтские штурманы. Петр Пахтусов родился в Кронштадте, окончил Штурманское училище, оно находилось в здании, перед которым установлен памятник, и стал полярным мореплавателем, его самоотверженным трудом был внесен большой вклад в исследование острова Новая Земля, Белого и Карского морей. Торжественное открытие памятника состоялось 19 октября 1886 года. На одной из сторон пьедестала помещен герб Кронштадта, обойдя вокруг памятника можно прочесть девиз Пахтусова – Труд, Отвага, Польза.

Поставить на кронштадтской земле скульптурные памятники всем морякам, совершившим подвиги во славу России дело невозможное. В русской православной культуре существовала многовековая традиция строительства храмов-памятников. Инициатором возведения в центре Кронштадта большого каменного храма, который станет памятником всем российским морякам, был  главный командир Кронштадтского порта вице-адмирал Н.И. Казнаков. В ежедневной молитве в этом храме должны были поминаться все погибшие на морской службе независимо от  национальности и вероисповедания и храниться реликвии, связанные с историей русского флота. Обращение Казнакова в Морское министерство получило Высочайшее одобрение и в начале 1897 года был создан Комитет, который открыл подписку на сбор пожертвований для строительства Морского собора в Кронштадте и объявил конкурс архитектурных проектов храма. Комитету было представлено несколько проектов собора  в «русском стиле», не один из них утвержден не был. В 1900 году председателем Комитета стал вице-адмирал С.О. Макаров, по его поручению проектом Морского собора занялся уже известный в Морском министерстве архитектор В.А. Косяков. Он обратился к архитектурному наследию Византийской империи, которое было источником для развития культуры многих христианских народов, населявших территорию Византии, а также стало основой архитектуры её мусульманских завоевателей. Интернациональной идее отвечал и выбор святого, которому посвящался храм. Святитель Николай  глубоко почитается не только в православной церкви, в его честь возводят храмы католики и  протестанты, знают его и  мусульмане.

Изучать подлинные памятники византийской архитектуры Косяков отправился в Стамбул. Одним из условий Комитета, поставленных перед создателем проекта Морского собора, было строительство здания такой высоты, чтобы крест над храмом был виден с большого расстояния, и  мог служить ориентиром для кораблей. Прообразом кронштадтского Морского собора стал один из величайших памятников мировой архитектуры – храм Святой Софии. Это грандиозное по размерам  здание, возведенное в Константинополе в шестом веке, доминирует в морской панораме города и хорошо видно с кораблей, проходящих по узким проливам, соединяющим Черное и Средиземное моря. Сделав необходимые обмеры и зарисовки храма Святой Софии, В.А. Косяков выполнил два эскизных проекта для Морского собора в Кронштадте, один из них был утвержден Комитетом.  

В мае 1901 года проект и модель собора получили одобрение Николая II, в октябре того же года начались работы по очистке площади в центре города, на которой находился склад якорей с отслуживших свой срок кораблей. За площадью закрепилось название – Якорная, она должна была стать главной площадью Кронштадта, местом парадов и городских торжеств. Граничащий с площадью овраг, по дну которого спускалась вода из Петровского дока, начали озеленять в сентябре 1900 года по инициативе вице-адмирала  Макарова. С декабря 1899 до марта 1904 года Степан Осипович Макаров был главным командиром Кронштадтского порта и военным губернатором города, он вникал во все проблемы города и за небольшой срок своего губернаторства успел сделать многое. Когда началась русско-японская война, Макаров был назначен командующим Тихоокеанской эскадры, 31 марта 1904 года он погиб на флагманском корабле «Петропавловск», подорвавшемся на японских минах. В 1911 году было принято решение об установке памятника С.О. Макарову на Якорной площади. Автором монумента, который был открыт вскоре после освящения собора, стал скульптор Л.В. Шервуд.   

Строительство Морского собора продолжалось более 10 лет, за это время преобразилась и  площадь. По проекту Косякова вокруг собора разбили сквер и окружили его чугунной оградой, перед главным фасадом установили великолепные фонари-торшеры, кирпичную стену Адмиралтейства напротив собора украсил дикий виноград. Освящение храма было приурочено к торжествам в честь трехсотлетия царствующей династии. 10 июня 1913 года прошла праздничная церемония освящения Морского собора, на которую прибыли император Николай II с великими княжнами. Газеты публиковали восторженные отзывы о новом храме, он поражал своей грандиозностью и оригинальностью отделки, вызывал патриотические чувства, свидетельствуя о трудах и подвигах во славу Отечества. Богослужения в храме велись до 1929 года, но и в атеистическом Кронштадте Морской собор, как мог, служил морякам, он был клубом, кинотеатром. В годы войны и блокады в самом высоком здании города (высота собора более 70 метров), под куполом находился наблюдательный и корректировочный пост артиллеристской разведки, который сыграл большую роль в обороне Кронштадта. В послевоенное время были проведены большие работы по перестройке здания, там устроили киноконцертный зал. Только в1976 году Морской собор стал охраняться государством, как  памятник регионального значения. 8 мая 1980 года в верхних галереях собора начал свою работу музей «Кронштадтская крепость», филиал ЦВММ. Многие годы здание находилось в ведении Министерства обороны, которое не могло выделить достаточное количество средств на его достойное содержание. Новый двадцать первый век собор встречал с протекающей кровлей, с трещинами и провалами в кирпичной кладке, битыми стеклами окон, разваливающимися гранитными ступенями. Велика была вероятность того, что к столетию освящения храм превратиться в руины. В сентябре 2008 года во время посещения Кронштадта Патриархом Алексием II впервые прозвучала весть о создании Попечительского совета по возрождению Морского собора в Кронштадте, совет возглавила супруга президента  России Светлана Медведева. В течении нескольких лет реставраторы, художники, строительные рабочие трудились над возрождением храма, 19 апреля 2012 года Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл совершил чин малого освящения Морского собора во имя святителя Николая Чудотворца. В соборе возобновились регулярные богослужения.  

С проходящих мимо Кронштадта кораблей виден золоченый крест собора, напоминающий морской штурвал, сияют золотом и орнаменты на главном куполе, они составлены изображениями якорей и спасательных кругов. Многочисленные терракотовые орнаменты на стенах собора выполнены из лекального кирпича и сочетают в себе флотскую и христианскую символику. В христианской религии церковь подобна кораблю, который спасает верующих в бурном море житейских проблем. Византийский образ собора подчеркивают растительные орнаменты, в которых широко используются листья аканта и пальмы, пальмовая ветвь – атрибут императорских триумфов, акант, согласно греческой мифологии, вырастает на могиле героя. Скульптурные изображения рыб и морских животных, причудливых растений и птиц не просто украшения фасада, в раннехристианские времена рыба считалась символом Христа, птицы символизировали человеческие души. Центральный вход в храм представляет собой открытую часовню, на стенах которой  в нишах мозаичные панно с изображениями эпизодов жития Николая Чудотворца. Над входом мозаичная икона «Спас Нерукотворный». На тех, кто поднимается по ступеням к главному входу в собор, смотрят лики шестикрылых Серафимов, они занимают высший чин в ангельской иерархии, их любовь очищает души людей, охраняет от зла и грехопадения. Утонченные лица ангелов и строгие лики святых на мозаичных иконах главного фасада взирают не отрешенно, как принято в православии, а с затаённой скорбью, передовая трагический пафос времени. Год освящения Морского собора, 1913 год, стал последним в истории Российской империи годом, который можно было назвать благополучным. Позднее уровень достижений советской экономики будут сравнивать с развитием страны именно в этом году.