A A A

Содержание материала

 

В 1864 г. кронштадтский инженер-предприниматель Михаил Осипович Бритнев, строивший небольшие суда в своей судомеханической мастерской и владевший несколькими судами на пассажирской линии Кронштадт-Ораниенбаум, переделал один из своих пароходов в первый в мире ледокол «Пайлот», а затем построил и второй ледокол «Бой». По его чертежам в 1871г. в Германии были построены 2 ледокола. Для их названия использовали слово «ледокол» впервые прозвучавшее в Кронштадте в 1864г., переведя его на немецкий язык: «Айсбрехер» -I, -II.
В 1864 г. на форту «Великий князь Константин» были закончены работы по возведению первой в России броневой брустверной защиты орудийных батарей. Броневая защита толщиной 250 мм была уложена на гранитную облицовку амбразур 23-х орудий. Каждое орудие было калибром 280мм и весило 29 тонн. В настоящее время сохранился броневой бруствер на 5 амбразурах.
В 1865 г. по инициативе капитан-лейтенанта Ивана Петровича Белавенца в Кронштадте была основана первая в России обсерватория магнитных компасов. Обсерватория была размещена в построенном для нее деревянном одноэтажном доме, собранном без стальных гвоздей на каменном фундаменте. Дом - под тесовой крышей на медных гвоздях. Дом располагался в центральной части сквера перед современным Мемориальным кабинетом-музеем А.С.Попова. Пьедестал с бюстом А.С.Попова находится на месте Компасной обсерватории. В 1867г. для нужд Обсерватории была построена деревянная беседка, сохранившаяся до настоящего времени. В 1895 г. эта беседка использовалась А.С.Поповым и П.Н.Рыбкиным для первых опытов передачи радиосигналов.
Долгие годы Обсерватория являлась единственной в России для выверки магнитных компасов, здесь родилась теория девиации магнитных компасов и принятия мер по ее уничтожению, что способствовало повышению безопасности кораблевождения.
В 1866 г. на Большом Кронштадтском рейде испытывалась подводная лодка, построенная в 1863-1866гг. по проекту изобретателя Ивана Федоровича Александровского 1861г. Лодка имела длину 36,6м, ширину 4 м, водоизмещение надводное 352 тонны, подводное - 363 т. Двигатель лодки работал на сжатом воздухе (лодка имела компрессор). Подводная лодка имела первый в истории Русского Флота официальный экипаж в 28 человек. Испытания лодки прошли успешно.
В 1868 г. были начаты работы по строительству первого в России форта с башенной артиллерией. Форт строился западнее форта «Император Павел 1» и имел 6 орудийных вращающихся башен, в каждой - по два 11-дюймовому (280 мм) орудию. Башня весила 500 тонн, имея толщину наружной брони 300 мм на тиковой подкладке и внутреннюю броневую стену толщиной 75 мм. Снаряды весом 240 кг и пороховые заряды подавались из погребов форта к орудиям на высоту 6 метров механическими паровыми подъемниками.
23 июля 1880г. форт посетил Император Александр II и повелел переименовать 3-й южный форт в форт «Граф Милютин» в честь военного министра России (с 1861 до 1881 гг) Дмитрия Алексеевича Милютина (1816-1912) - последнего (с 1898), 64-го русского фельдмаршала.
В 1869г. изобретатель, служащий Кронштадтского военного порта И.Ф.Александровский разработал и представил первый в мире проект самодвижущейся мины (торпеды), по которому были изготовлены два образца. Свои изобретения автор описал в трудах: «Краткий отчет об опытах подводной лодки» (1878) и «Подводное плавание и его применение к военным действиям» (1888) и др.
В сентябре 1869г. Главный строитель Кронштадтской крепости инженер-генерал-майор Константин Яковлевич Зверев по разрешению инженер-генерала Эдуарда Ивановича Тотлебена распорядился покрыть природным асфальтом полы в жилых казематах и в помещениях для хранения снарядов и зарядов на 4-м и 6-м северных фортах. Это было первое удачное применение асфальта в России. После этого опыта в 1870г. инженер-капитан Жданович выполнил асфальтирование тротуаров на нескольких улицах Петербурга, а также во внутренних дворах и подвалах Зимнего дворца и в царских конюшнях.
1 октября 1874г. в Кронштадте был открыт Минный офицерский класс и Минная школа. В Офицерский класс принимались офицеры, окончившие Морской кадетский корпус для получения специальных знаний по минному, торпедному и электрическому делу. В Минной школе готовились унтер-офицеры по этим специальностям. За время своей деятельности класс и Mинная школа подготовили большое количество специалистов, применявших свои знания не только на флоте, но и в промышленности и на транспорте России. Преподаватель класса и школы лейтенант Евгений Павлович Тверитинов сделал многое для введения в России электрического освещения.
Его фундаментальный труд «Электрическое освещение» был первым пособием на русском языке.
В 1878г. в торпедной мастерской Кроншадтского военного порта были изготовлены по чертежам инженера Уайтхеда первые в России серийные торпеды в количестве 50 единиц, поступившие на вооружение Русского Флота. Торпедная мастерская была открыта в 1877 г. в здании западного бывшего мачтового сарая на территории современного 18 Арсенала ВМФ. Рядом с торпедной мастерской с 1850-х годов, а также в здании мачтового сарая действовала Минная мастерская по изготовлению корпусов морских мин системы Б.С.Якоби и др. систем.
В 1879г. офицеры Минного офицерского класса установили первую в России телефонную связь в Кронштадте, установив телефонные аппараты в классе, Штабе Главного командира порта. Затем телефонной связью были соединены казармы крепостной артиллерии и все форты Южного фарватера. Городской телефон в Кронштадте был открыт 7 декабря 1897 г. Городская телефонная станция находилась в доме Зеленого (ныне - дом № 13 по ул.К Маркса). В 1912-1913гг телефонной станцией города заведовал инженер-электрик Сергей Николаевич Петров, который в 1912г. руководил строительством Городской электрической станцией в Голландской кухне (установка 2-х дизелей и динамомашин) и установкой опор для протягивания электрических линий, установкой электролампочек для освещения основных улиц и немногих квартир. Торжественное освящение и пуск электростанции состоялись 23 февраля 1913г.
Электрическую энергию для объектов Кронштадтского военного порта обеспечивала Портовая электростанция (в советское время - 37-я электросеть, ныне 470-я электросеть), построенная в конце 19-20вв. на участке Артиллерийского арсенала, где хранились в пирамидах артиллерийские ядра. Станция имела 2 паровых котла, работавших на угле, и приводивших в действие 3-поршневых паровых машины по 250 л.с. (общая мощность 552квтч, тогда как в то время общая мощность станций Москвы составлял 4470 квтч). Электростанция дала ток в сеть в сентябре 1900г. Существующие здания Портовой электростанции построены в 1906-1908гг. Тогда же начат перевод электроснабжения Кронштадта с воздушных линий на подземные кабели, законченный в 1914г.
Кронштадтский военно-морской госпиталь был основан Петром 1 17 июля 1717 года и длительное время размещался в разных частях города после каждого очередного пожара (здания госпиталя отстраивали 8 раз). Здания, в которых госпиталь находится и в настоящее время были выстроены в период с 1834 по 1840гг. по указанию Императора Николая 1 архитектором Э.Х.Анертом, госпиталь вскоре стал научно-лечебным центром военной медицины: в 1839г. врачом А.Я.Добровольским сделана операция по трепанации человеческого черепа при остром воспалении барабанной полости; в 1840г. произведена первая в России операция на сердце человека; в 1847г. хирург Н.И.Пирогов провел первую в России операцию по поводу рака; в 1853г, в госпитале было открыто первое в России патологоанатомическое отделение; в 1873г. начали пользоваться антисептической повязкой Листера; в 1874г. в госпитале произведено первое в Русском Флоте переливание крови.
В апреле 1895г. преподаватель Минного офицерского класса А.С.Попов впервые в мире провел опыты по радиосвязи. Связь была осуществлена на расстоянии 30 саженей между беседкой в сквере и кабинетом А.С.Попова В мае 1897г. русские корабли «Европа» и «Африка» успешно использовали новое средство связи в мире. К 1904г.на Русском Флоте работало уже 75 радиостанций системы А.С.Попова, изготовленные в Кронштадте в специальной мастерской. Российский Флот стал колыбелью РАДИО.
В феврале 1896г. А.С.Попов в Минном офицерском классе по просьбе Главного доктора Кронштадтского Морского госпиталя Василия Ивановича Исаева собрал и испытал первый в России рентгеновский аппарат. Вскоре аппарат был установлен в Военно-морском госпитале. Первым рентгенологом стала жена А.С.Попова.
В 1898г. на форту «Александр 1», разоруженном с 1880 года, усилиями руководства Кронштадтской крепости, Института экспериментальной медицины (организованном в 1897г.), Кронштадтского Морского госпиталя была создана первоклассная противоэпидемиологическая лаборатория - третья в мире после Бомбейской лаборатории (руководимой в то время русским ученым Хавкиным, открывшем противочумную лимфу) и лаборатории Пастеровского института Парижа. Бомбейская лаборатория производила только противочумную сыворотку, в лаборатории Пастеровского института производили только противочумную лимфу. Кронштадтская лаборатория на форту «Александр 1» производила и лимфу, и сыворотку, отправив с 1898 до 1918 гг. более миллиона целебных ампул в разные точки России, Европы, Азии, где свирепствовали эпидемии. Для экспериментов и выработки вакцин на форту содержались животные: обезьяны, кролики, морские свинки, крысы, мыши, сурки, суслики - для экспериментов, лошади, северные олени, верблюды - для получения вакцин. Лаборатория находилась в прямом подчинении Институту экспериментальной медицины, являясь его структурным подразделением - частью лаборатории ученого Даниила Кузьмича Заболотного. В составе лаборатории на форту находились более 20 служащих: заведующий, его заместители, фельдшеры, служители, конюхи, жившие в строгой изоляции. В лаборатории в разные годы микробиологи А.И.Бердников, А.А.Владимиров, С.К.Дзержговский, Д.К.Заболотный, В.И.Исаев, М.Г.Тартаковский и др.
Руководили лабораторией В.И.Турчинович Выжникевич (погибший на форту при проведении экспериментов в 1906г.).
В 1909г. во время холерной эпидемии в Петербурге впервые в России в Кронштадте С.К.Дзержговским было проведено хлорирование воды в водопроводной сети города. Главный доктор Морского госпиталя с 1897 до 1911гг. Василий Исаевич Исаев первым в России определил процентное содержание хлора в воде, которое было бы губительно для микробов, но не губительно для человека.
С начала 1910г обеззараживание водопроводной воды в Кронштадте проводилось постоянно. Во Франции и Англии хлорирование воды начали проводить после 1-й Мировой войны, в других странах - еще позже. (Материал подготовил: Научный сотрудник СПб ГУ «ИАХМ» В.Ф.Ключников).