• 320 лет городу Кронштадту
A A A

(краткая справочная информация по основным историческим и памятным местам Кронштадта)

Makarov1В память о трагической гибели флотоводца, океанографа, полярного исследователя, кораблестроителя и вице-адмирала С.О. Макарова в Кронштадте на Якорной площади был открыт памятник работы скульптора Леонида Владимировича Шервуда (1871-1954). Памятник был открыт и освящен 24 июля (6 августа) 1913 года в присутствии императора Николая II.

История памятника началась в 1910 году, когда  на собрании, посвящённом памяти вице-адмирала С.О. Макарова, был образован комитет по сбору пожертвований для постройки монумента, которые составили 1/4 от всех видов жалования команд и экипажей в течение года. Высота скульптуры — 3,55 м, высота постамента — 5 м.

Логотип

С октября 1703 г. по 7 мая 1704 г. у о.Котлин построен на искусственном острове из деревянных ряжей, наполненных валунами, первый в России морской форт.
В 1717 г. в конце каменной гряды, простирающейся от западной оконечности острова Котлин на искусственном острове из ряжей построен первый в России морской маяк, позже после перестройки, названный Толбухиным маяком.
В 1724 г. в основном завершены постройкой самый крупный в те годы в Европе сухой док (им.Петра Великого) с каналом и «мокрый док» (обе камеры этого дока -корабельная и фрегатная были перестроены по указанию императора Николая 1 в 1830-1846гг) После 1846г. док назывался «Николаевским) (после 1919г. - док им.Сургина).
В 1724 г. под руководством капитан-командора Эдуарда Лейна в основном завершены работы по созданию Купеческой, Итальянской, Средней, Лесной, Военной гаваней, береговых стенок с укреплениями, орудиями, складами, мастерскими, жилыми домами. Россия впервые стала обладать первоклассным торговым и военным портом.

В октябре 1751г. под руководством инженер-генерал-майора И.Л.Любераса закончено окончательно строительство доковой системы «Док-канал, Док, Доковый овраг с кюветом для спуска воды из канала и дока, Доковый бассейн для приема доковых вод и последующей ее откачки насосами, приводимыми в действие ветряными мельницами. Длина всей системы 2,2 км. Вход в канал, вход в док и выход из него в Крестовину надежно перекрывался двойными шлюзовыми воротами системы выдающегося изобретателя, сподвижника Петра Великого полковника Андрея Константиновича Нартова. При устройстве подвески и поворота шлюзовых ворот Нартов впервые в русской практике применил для уменьшения трения сплав меди с цинком - латунь.

Логотип

В марте 1839 года император Николай I решил установить в центре площади на берегу Средней гавани памятник создателю русского флота и основателю Кронштадта - Петру Великому. Открытие памятника Петру Великому состоялось 27 июня 1841 года в 132-ю годовщину Полтавской победы. Памятник высотой 4 метра 60 см был изготовлен в мастерской Императорской Академии Художеств профессором бароном Петром Карловичем Клодтом по модели скульптора Теодора Наполеона Жако.

Логотип

Памятник уроженцу Кронштадта исследователю Новой Земли корпуса флотских штурманов, подпоручику Петру Кузьмичу Пахтусову по проекту профессора академии художеств Н.И. Лаверецкого открыт 19 октября 1886 года перед зданием Штурманского училища, выпускником которого он являлся. На трех фронтонах памятника девиз Пахтусова – «Отвага, труд, польза». На заднем фронтоне старинный герб Кронштадта. Спереди пьедестала в верхней его части надпись «П.К. Пахтусову, исследователю Новой Земли. 1832 – 1835». В правой руке держит карту Новой Земли, развернутой до мыса Долгого.

Логотип

Особенно много сделал для оборудования главной базы флота, постройки фортов, благоустройства и озеленения города знаменитый мореплаватель, исследователь Антарктиды, главный командир Кронштадтского порта в 1839-1952 годах, адмирал Фадей Фадеевич Беллинсгаузен. Средства для памятника собрали по подписке моряки и жители Кронштадта и других городов. Памятник работы скульптора И.Н. Шредера и архитектора И.А. Монигетти открыт 11 сентября 1870 года в сквере на Большой Екатериненской (ныне Советской) улице.

Логотип

С 1707 года в Кронштадте начала функционировать футшточная служба, назначением которой было определять колебания уровня моря. В 1840 году по предложению русского гидрографа, вице-адмирала М.Ф. Рейнеке на каменном устое Синего моста была нанесена черта, соответствовавшая среднему уровню воды Балтийского моря по наблюдениям 1825-1839 годов. С этой чертой совмещен нуль Кронштадтского футштока, от которого стали измерять все глубины и высоты в России. На уровне "Отметки Рейнеке" закреплена латунная планка с горизонтальной чертой. Первый мареограф (самописец уровня моря) появился в Кронштадте в 1870 году. 

Логотип

В городе, где начинались и заканчивались самые знаменитые российские мореплавания и боевые походы, не могли не появиться памятники морякам. Первый из них был сооружен в Летнем саду Кронштадта по чертежам командира линейного корабля «Азов» М.П. Лазарева и лейтенанта П.С. Нахимова. Офицеры «Азова» посчитали необходимым увековечить человеколюбивый поступок своего товарища мичмана А.А. Домашенко, который во время плавания корабля в Средиземном море бросился за борт на помощь сорвавшемуся с мачты матросу и погиб вместе с ним.

Недалеко от центральной аллеи Летнего сада стоит чугунная стела, на лицевой её стороне рельефное изображение кормы корабля «Азов», выше лавровый венок с георгиевской лентой. Надписи на памятнике рассказывают о произошедшей трагедии.

В 1873 году в Летнем саду был открыт еще один памятник. Это памятник морякам  клипера «Опричник», который ушел из Кронштадта летом 1858 года в научно-исследовательское плавание к Дальневосточным берегам России. Экспедиция продолжалась три года, были проведены важные гидрографические исследования, но  осенью 1861 года «Опричник» пропал без вести в Индийском океане, предполагается, что корабль погиб во время сильного шторма. Родственники и друзья моряков, не вернувшихся из плавания, объявили сбор средств на памятник. Имя автора памятника клиперу «Опричник» осталось неизвестным, но символика его понятна всем. К большой каменной глыбе прикреплен надломленный якорь и приспущенный Андреевский флаг, ограда памятника состоит из чугунных пушек и цепей между ними.